Осенью 2011 года исполнилось двадцать лет, как в старинном уфимском доме после реставрации, наконец–то, был открыт Мемориальный дом–музей С.Т. Аксакова. За эти годы он был согрет теплом души и любовью, наполнен живительной творческой энергией очень многих людей. Наверное, пришло время вспомнить их поименно и отдать дань светлой их памяти. Зинаида Ивановна Гудкова (1933 –2008) с супругом Георгием Федоровичем Гудковым (авторы фундаментального труда по аксаковедению и краеведению «С.Т.Аксаков. Семья и окружение». Уфа. 1991 г.) были первыми, кто поднял свой голос в защиту аксаковского дома. В 1966 году квартал у парка имени Салавата Юлаева подвергся масштабной реконструкции со сносом всех старых зданий. Архитектору З.И.Гудковой передали для доработки проект многоэтажного дома, который планировалось возвести на месте старинной уфимской усадьбы, где прошли ранние детские годы Багрова–внука. Тогда–то и началась компания в его защиту. В ней участвовали самые достойнейшие жители Уфы, хорошо знающие историю родного края, литературу, искусство. 14 июля 1966 г. на страницах газеты «Советская Башкирия» была опубликована статья пламенного борца за сохранение исторических памятников города Г.Ф.Гудкова «Дом Аксакова?». А 27 октября в «Ленинце» вышла статья Р.Г.Кузеева, возглавлявшего в те годы республиканское общество охраны памятников истории и культуры. Общими усилиями на данном этапе Аксаковский дом был сохранен от уничтожения.
В нашем обществе издавна существует традиция юбилейных дат. Подводя итоги жизни коллектива Аксаковского музея за двадцать лет с момента его открытия осенью 1991 года, невольно вспоминаешь всех тех, кто был рядом и помог в трудные годы становления не только словом, но и конкретным делом. Среди них первым следует назвать Валерия Григорьевича Тетерева, человека яркого, самобытного и талантливого. Он пришел в музей весной 1993 года по велению, так сказать, души с единственным желанием – предложить его сотрудникам посильную помощь.
Государственным архивом Ульяновской области ведется работа по выявлению документов, связанных с известными уроженцами нашего края, либо с теми , кого жизненные перипетии связали с нашей малой Родиной. Среди таковых выдающихся деятелей Сергей Тимофеевич Аксаков вызывает интерес не только у литературоведов, но и архивистов.
Пушкин… — это русский человек в его развитии,
в каком, он, может быть, явится через 200 лет [1].
Н.В. Гоголь
К сожалению, Пушкина сейчас почти не знают
в России, а в мире и подавно.
Юрий Зинин
Комментарий к фотографии улицы Пушкина
в интернет-группе «Старая Уфа»
Где мы — и где Пушкин?
Студент-заочник
Особенности аксаковских охотничьих рассказов, на наш взгляд, могут быть рассмотрены в аспекте стиля с учетом ритмико-интонационных параметров художественной речи, специфики композиции и предметной изобразительности.
Следует отметить, что данные произведения С.Т. Аксакова вписаны в широкий контекст охотничьей литературы, корни которой восходят к сценам охоты в знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха, к «Книге глаголемой Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», появившейся в середине XVII века и традиционно приписываемой перу царя Алексея Михайловича, к еще одной рукописной книге – «О содержании псовой охоты» (середина XVIII века). Были другие аналогичные издания.
Необходимость обращения к прижизненной критике оправдывается продолжающимся осмыслением творчества писателя последнего десятилетия жизни вне учета контекста целостности творческого пути Аксакова (см., напр., А.А.Чуркин. Тема и мотивы семьи в «Семейной хроники» С.Т.Аксакова // Русская литература. № 1. 2009), что в немалой степени объясняется, на наш взгляд, недооценкой своеобразия прижизненной критики, заложившей основы отечественного аксаковедения, но не имевшей возможности изучения контекста аксаковских воспоминаний, и, как следствие, не заметившей той созвучности аксаковских объяснений побудительных причин его творчества, которая способствует прояснению литературной позиции писателя последнего десятилетия жизни как позиции христианского писателя-историка, относившегося к своему труду как делу служения Истине и Отечеству и – в соответствии с христианским мировоззрением - рассмотревшего в своих воспоминаниях собственную «биографию внутренней жизни» [1, 604].