Биография Тютчева по праву занимает важнейшее место среди всего, что написал Иван Аксаков. Прекрасный филологический анализ сочетается здесь с беседой о жизни великого поэта, размышления на литературные темы неотделимы от выражения политических взглядов автора. Рецензировавший эту книгу Страхов сразу увидел в ней «не только точное и тщательное изложение мнений Тютчева, но и некоторое исповедание веры самого И.С.Аксакова, изложение учения, которое было ему завещано и которое он развивал»[2;270]. Вот это развитие славянофильских убеждений, установление сходства и различий между автором очерка и его предшественниками чрезвычайно значимо для понимания славянофильства, его эволюции под влиянием новых исторических обстоятельств.
«…ни одна строка по восточным делам не только не потеряла своей современности, но многие, даже из самых первых, как будто писаны вчера» [1, 13].
Н. П. Гиляров-Платонов
В марте 2015 года вышла в свет первая книга первого тома 12-томного собрания сочинений Ивана Сергеевича Аксакова [2], выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, публициста-славянофила, поэта, правоведа, редактора-издателя, литературного критика, одного из вождей славянофильства и основоположников национально ориентированной идеологии. Подготовлена и находится в печати и вторая книга первого тома [3].
Говоря о традициях С.Т. Аксакова в ХХ веке, мы, прежде всего, вспоминаем книги о природе таких мастеров слова, как М.А. Осоргин, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, В.А. Солоухин. Гораздо сложнее найти в советской литературе аналоги тому взгляду на детство и семью, который утвердил в русской литературе Аксаков. В чем же состояло новаторство этого писателя в изображении мира ребёнка? Вероятно, в том, что он не через нудные нравоучения и взрослые рассуждения, а чистым детским взглядом увидел русский православный мир на лоне почти первозданной предуральской природы. Позднее лишь редким писателям удавалось достичь подобного сочетания. Одним из таких счастливцев, продолживших аксаковские традиции в советское время, во второй половине ХХ века, был, на наш взгляд, Г.А. Скребицкий.
В селе Аксаково находилась усадьба дворян Аксаковых, которая называлась Ново-Аксаково, или Знаменское. В ней провел свои детские, отроческие годы и первые несколько лет после женитьбы известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Село Аксаково расположено в Бугурусланском районе Оренбургской области в сорока км к северо-востоку от г. Бугуруслан на пологом склоне первой надпойменной террасы левого берега р. Большой Бугуруслан. Село вытянуто вдоль реки с севера на юг. Исторический центр села в XIX — первой половине XX вв. представлял собой, с одной стороны, сельскую площадь, в восточной части которой стояла церковь Знамения Божьей Матери с тремя приделами, по словам современников, похожая на большой корабль. Возле церкви (по левую сторону от центрального входа) находилось семейное кладбище дворян Аксаковых. С западной стороны площади, напротив церкви, стоял барский дом с надворными постройками и парк. Основал селение Ново-Аксаково в Оренбургской губернии Степан Михайлович Аксаков, дедушка С. Т. Аксакова. Он стал оренбургским землевладельцем, купив в 1767 году землю в вечное владение по купчей крепости [1, С. 92].
Родилась я в старинной дворянской семье. Отца помню уже немолодым. Он был красив, энергичен, вспыльчив, но безукоризненной честности. Мать тоже была красива, тиха, говорила мало, но веско. Я её любила безгранично. Я любила и отца, но мы все его страшно боялись, а мать я не боялась, а считала её своим лучшим другом.
Очень важным источником по родословной и семейным связям Аксаковых-Зубовых могли бы быть уфимские метрические книги и другая церковная документация (духовные росписи, брачные обыски) XVIII века. Но, к большому сожалению, после многих пожаров и уничтожения во время гражданской войны архива Уфимской духовной консистории в местном историческом архиве сохранилось всего около десятка метрических книг и столько же духовных росписей конца XVIII века (все градо-уфимской Успенской церкви). В связи с этим большим событием оказалась недавняя архивная находка в городе Кирове. Дело в том, что до учреждения в 1799 году самостоятельной Уфимской епархии Уфимская провинция относилась сначала к Казанской, а с 1764 к Вятской епархии. И, соответственно, церковная документация отсылалась в Казань, а затем в Вятку (нынешний Киров). В начале этого года уфимские историки М. И. Роднов и В. Н. Макарова побывали в Государственном архиве Кировской области, где обнаружили несколько десятков уфимских метрических книг. Можно предположить, что в 1799 году основной массив документов был передан в Уфу, а в Вятке остались листы, уже сброшюрованные с другими вятскими уездами. Всего в Кирове хранится 62 метрические книги второй половины XVIII века по градоуфимским и нескольким сельским и заводским церквям. Руководством Государственного архива Кировской области было дано разрешение на копирование документов и передачу их в Центральный исторический архив Республики Башкортостан1. Кроме многих уникальных сведений в метрических записях содержатся сведения о семье С. Т. Аксакова и его ближайшем уфимском окружении. Так, причтом уфимской Успенской церкви, в приходе которой жили Зубовы, в 1777 году была сделана следующая запись2: